Люди и достижения

Боряев Геннадий Иванович

 

 

 

Как известно, историю движет народ. Каждый из нас вкладывает свою лепту в историю. Человеческое общество развивается прогрессивно. Значит, и прогресс – это плод деятельности народа. Ну, если не всего народа, то отдельных его представителей. Мы держим в руках книгу, включаем пылесос, телевизор. Садимся в автомобиль и не задумываемся о том, что раньше этого не было, что это кто-то когда-то изобрел для всего человечества. Кто они – люди, невольно толкающие прогресс человечества вперед? Люди, получившие образование в лучших вузах планеты? Отнюдь. Если копнуть историю, то мы увидим, что люди эти в большинстве своем не имели ни знатного происхождения, ни богатых влиятельных покровителей, ни специального образования, позволяющих делать им открытия, изобретения, писать гениальную музыку и картины. В большинстве своем эти люди – настоящие самородки, получившие свой талант от Бога (вспомните знаменитого Левшу, подковавшего блоху). Русская земля богата такими самородками, которые вписали свои имена в историю: Кулибин, братья Черепановы, Калашников и многие другие. Сейчас, когда Россия переживает не самые лучшие времена, складывается впечатление, что не рождаются больше на свете люди-самородки. Есть ли они сейчас, есть ли они среди нас? Мы попытались отыскать; отыскать не среди многомиллионного населения России, а среди односельчан – кижеватовцев. И нашли. Это доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой биологии животных Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, Боряев Геннадий Иванович.  Несомненно, что жизнь и деятельность этого замечательного войдет в летопись истории моей малой родины, а может быть и России! Рассказать о его жизненном пути призвана эта работа.

9 марта 1964 года в семье жителей села Селикса (ныне Кижеватово) Пензенского района Пензенской области Антонины и Ивана Боряевых появился четвертый ребенок – мальчик, которого назвали Геннадием. С детства Гена разительно отличался от своих сверстников, был спокоен, тянулся к книгам. В то время как его старший брат дни напролет гонял мяч или шайбу, маленький Гена, еще не умея толком говорить, тянулся к книгам. Сначала, по всей видимости, как и всех детей, его привлекали красочные картинки, но позже книги стали его страстью. В возрасте четырех лет Гена потерял отца. Нет, он не умер, просто ушел из семьи. Антонина Ефимовна осталась одна с четырьмя детьми на руках. Она выбивалась из сил, разрываясь между домом и работой. Как она сама вспоминает: «Было очень тяжело, ночами плакала, своей главной задачей считала вырастить из детей людей». Пока мать с утра до вечера была на работе, малолетний Гена был за домохозяйку: подметал, мыл полы, готовил обед (пока старший брат и сестра были в школе). И все это в пятилетнем возрасте! Гена очень рано овладел грамотой, в неполных пять лет уже читал и писал. Что самое интересное: его этому никто не учил. В это время книги окончательно овладели малолетним Геннадием. Когда старшие приходили из школы, он брал их учебники, залезал на печь и часами читал. Читал все подряд: биологию, литературу, арифметику. Когда Гене исполнилось пять лет, он настойчиво стал проситься в школу. Мать уверяла сына, что ему еще рано, что его не возьмут, но он был настойчив. От безвыходности мать отправилась в школу. Учительница сказала, что препятствовать не надо, что проходит день – два и перехочет, что это – детские капризы. И вот 1 сентября 1969 года пятилетний Гена отправился в школу. Прошла неделя – Гена ходит, прошла другая – ходит, так и весь первый класс пролетел. По воспоминаниям самого Геннадия Ивановича. Учеба в первом классе давалась ему очень сложно: по результатам I четверти он имел пять неудовлетворительных оценок. Но, поработав над собой, закончил первый класс круглым отличником. В дальнейшем таких проблем с учебой Гена никогда уже не испытывал. Любимыми предметами в школе были химия и биология, что и определило дальнейший жизненный путь. Еще одной страстью молодого Гены (помимо книг) были животные. Кого только не было у него в доме: и кошки, и собаки, и вороны. Тяга к книгам и животным впоследствии станут определяющими в его жизни.

В 1980 году в пятнадцатилетнем возрасте Гена закончил Кижеватовскую среднюю школу. В его аттестате была только одна оценка «хорошо» по русскому языку, остальные пятерки. Позже, когда Геннадий Иванович будет поступать в аспирантуру, по этому поводу будет иронизировать знаменитый российский химик-теоретик академик Галочкин, который скажет: «Хотел бы я посмотреть на ту учительницу, которая такому парню поставила одну единственную четверку!» Куда поступать? Такого вопроса не было. Он выбрал зоологический факультет Пензенского Государственного Сельскохозяйственного института. Как вспоминает сам Геннадий Иванович, боялся страшно. Поехал поступать, дома никому ничего не сказал. Раскрыл карты только после того, как увидел свое имя в списке зачисленных. На вопрос «Когда началась ваша карьера?» Геннадий Иванович отвечает: «Пожалуй, когда сдавал вступительный экзамен по химии». Единственный со всего потока решил задачу двумя способами, сто очень удивило председателя комиссии, сильнейшего химика области А. Ф. Блинохватова, который впоследствии стал наставником Геннадия Ивановича и, как он сам говорит, вторым отцом. Начиная с третьего курса, студент Боряев Геннадий занимается научной работой по исследованию роли микроэлемента селена в питании сельскохозяйственной птицы. К этому времени молодой кандидат наук, заведующий кафедрой химии Александр Федорович Блинохватов, уже синтезировал более десятка органических соединений селена. Вот тогда и возникла идея поиска такого соединения, которое по эффективности не уступало бы неорганическим формам селена, а по токсичности была бы совершенно безопасна. В 1985 году студент Боряев, защитив дипломный проект на тему «Влияние соединений селена на гематологические показатели и продуктивность кур», окончил с отличием Пензенский сельскохозяйственный институт и получил квалификацию зооинженера. В 1985 году молодой специалист был призван в ряды Вооруженных сил Советской Армии. И после службы он отправился во Всероссийский Институт физиологии, биохимии и питания животных с целью продолжить начатые в стенах института научные исследования. Однако сразу  поступить в аспирантуру не удалось, поэтому было принято решение остаться в названной организации в качестве старшего зоотехника лаборатории витаминного питания. И в 1989 году он после успешно выдержанных вступительных экзаменов был зачислен аспирантом, где и продолжил исследования роли селена в питании животных и человека. Совершенно случайно было выяснено, что одно из органических соединений селена, синтезированных А. Ф. Блинохватовым, обладает очень мощными антиоксидантными свойствами. А в то время в мире было известно лишь несколько антиоксидантов. Необходимо было провести глубокие научные исследования, подтверждающие выявленные эффекты, а для этого нужна была сильная методическая база, которой не хватало в институте физиологии, биохимии и питания животных и человека. Тогда аспирант Боряев отправляется в Московский государственный университет имени Ломоносова на кафедру радиохимических исследований, где ему любезно предоставляют возможность обучаться радиохимическим методам. Впоследствии на базе кафедры биохимии Второго Московского государственного медицинского института он продолжает изучение свойств органического соединения селена и завершает исследования его первого этапа метаболизма. Он считает, что ему очень повезло, что он всюду встречался с хорошими людьми, с прекрасными учеными, которые, несмотря на высокие титулы и звания всегда уделяли внимание и время молодому аспиранту и никогда не отказывали в помощи. Вернувшись и продолжив исследования во Всероссийском научно-исследовательском институте физиологии, биохимии и питания животных он оформляет и представляет к защите диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук и в 1992 году защищает ее на специализированном ученом Совете.

     Несмотря на то, что ему поступило приглашение на работу в Московскую Ветеринарную Академию им. Скрябина на кафедру зоогигиены, он принимает решение о возвращении в Пензенский сельскохозяйственный институт, для того, чтобы совместно с А.Ф.Блинохватовым продолжить исследования в области селенового питания. Основываясь на полученные ранее результаты научных исследований, был разработан план изучения органического соединения селена как иммуномодулятора. С 1994 года стали проводиться эксперименты по влиянию препаратов селена на иммунный статус животных. Было выявлено, что селеноорганическое соединение при определенных дозах  восстанавливает работу некоторых звеньев иммунной системы, что, несомненно, очень актуально в области профилактической медицины и в реабилитационный период после тяжелых заболеваний, таких как сердечно-сосудистых и онкологических. Обобщив полученные результаты, Геннадий Иванович в 2000 году во Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной ветеринарии им. Коваленко (г. Москва) успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальности биохимия на тему: « Биохимический и иммунологический статус молодняка сельскохозяйственных животных и птицы и его коррекция препаратами селена».

     С 2000 года к разработкам Г.И.Боряева и А.Ф.Блинохватова пристальное внимание обращают практики. И с 2001 года несколько фирм начинают выпускать различные биологически активные пищевые добавки на основе соединений селена. Это такие как «селенес», «селенес корона», масло льняное с селеном, масло расторопши с селеном ( фирма «Биокор» - Пенза); на основе препарата селена заводом «Диод» (г. Москва) производятся такие пищевые добавки как селен актив, окулист, органическое соединение селена входит в состав пищевых добавок серии «Ногипол» (фирма «Битра» Москва).

     В своей педагогической деятельности Геннадий Иванович уделяет большое внимание привлечению студентов к научной работе. Он считает, что высококвалифицированным специалистом можно стать лишь, овладев методологией научного подхода к решению поставленной задачи. Под его руководством ежегодно выполняется ряд квалификационных работ. Две работы были признаны лучшими на Всероссийском конкурсе научных студенческих работ и удостоены золотой медали.

     В 2003 году Г.И.Боряеву было присвоено ученое звание профессора. У профессора Боряева Г.И. открыта аспирантура, где в настоящее время обучаются два аспиранта, а под его руководством уже защитили три кандидатские диссертации.

     По результатам научной работы опубликовано 96 научных трудов, в том числе 7 в зарубежные издания, имеет шесть патентов на изобретения. Его разработки признаны учеными многих стран. По решению Европейской комиссии по академическим наградам ( штаб квартира находится в Ганновере, Германия) профессор Г.И.Боряев награжден профессиональной золотой медалью им.Пауля Эрлиха «За особые заслуги в области профилактической и социальной медицины», а так же президиумом Российской академии естественных наук золотой медалью им.И.Мечникова «За практический вклад в укрепление здоровья нации».

(Золотая медаль им.Пауля Эрлиха

«За особые заслуги в области профилактической и социальной медицины»)

(Золотая   медаль  им.И.Мечникова «За практический вклад в укрепление здоровья нации».)

 Г.И.Боряев дважды был удостоен стипендии губернатора Пензенской области. Геннадий Иванович является экспертом по оценке эффективности биологически активных препаратов в комитете при Пущинском центре РАН.

Вот такого замечательного человека подарила России кижеватовская  земля!